Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
%d0%9b%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%b0%d1%81

Геймер Sajlador 26

80

О ролевых играх

Что такое ролевая игра?..

Позвольте предложить вам свой взгляд на жанр, поскольку я всюду вижу совершенно нелепые, на мой взгляд, ошибки и путаницу при описании тех или иных составляющих игрового процесса этого жанра. Дело в том, что когда речь заходит об RPG - по сей день, многие игроки вспоминают, прежде всего, уйму числовых параметров характеристик и умений своих персонажей, напрямую влияющих на боевую систему или, что важнее, реплики в диалогах. Есть и другая крайность - доступность выбора действий (о ней чуть позже). Но именно прокачка окончательно укрепила свое положение синонима понятию «элемент RPG» еще со времен первого Diablo, и до сих пор его занимает. И да, разработчики тоже могут ошибаться в названии жанра, а часто и вовсе нарочно обманывать! Сама игра была и есть - самый настоящий Action (точнее слешер), отдавая должное, отличающийся от остальных оригинальным игровым процессом и качеством исполнения. Но потому как ролевых игр без этой системы, к моему сожалению, можно пересчитать по пальцам, а над сутью происходящего большинство людей, уж извините, задумываются редко – потому и сыплются в раздел ролевых игр всевозможные Sacred и Titan Quest; Mass Effect считают одним из лучших представителей именно этого жанра, а вот игры типа Сталкер: Зов Припяти или даже Мор. Утопию - многие наоборот, слепо уводят в разделы «экшенов» и «приключений». Конечно: вид от первого лица, динамичная боевая система, отсутствие прокачки – не это ли делает игру экшеном? Я категорически против такого определения.






О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Из мира ролевой игры

Предлагаю задаться вопросом: что такое игра вообще? В чем ее отличие от других видов искусства? А это именно вид искусства, поскольку игры порой очень надолго остаются в нашей памяти, мы пишем о них статьи и даже книги, цитируем, а при создании оных применяем самые разные творческие и технические знания. Работа художника и дизайнера, сценариста и программиста. Но что самое главное - у игр есть свой выразительный язык! Вы можете прочесть об этом в замечательной статье моего любимого игрожурналиста, Андрея Ленского, которого, к великому сожалению, с нами больше нет. Его статья так и называется: Язык игры. Она была опубликована в журнале Лучшие компьютерные игры №91 - в июне 2009 года.

Очень многие, даже профессиональные люди, что упомянуто и в предлагаемой статье, ошибаются, когда говорят о том, что ключевое отличие игры от фильма или книги - возможность отождествлять себя с героем. При том, что отождествлять себя с героем произведения, у всякого нормального человека, прекрасно получается и при чтении книги, и при просмотре фильма - даже если повествование ведется от третьего лица. Кто, читая, не ставил себя на место Д'Артаньяна или даже Атоса? Нет, не в отождествлении себя с героем дело - возможность быть одним из действующих персонажей игры - вот главная отличительная черта игры.

Иными словами: игра - это модель некоей ситуации, на ход событий в которой (состояние самой ситуации) может (но не обязательно должен), тем или иным образом, влиять игрок. Данное определение справедливо для любых игр.

Но, говоря о ролевых - прежде всего нужно объяснить, что именно представляют собой ролевые элементы, и что такое отыгрыш роли, заключенный в самом имени жанра.

О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Из мира ролевой игры

Настоящая ролевая игра предлагает то, чем, собственно, и отличается этот вид искусства от кинематографа и литературы – возможность игроку влиять на события. Но, говоря именно о ролевых играх - влиять на события не со стороны, а в роли своего собственного персонажа, и заметьте - не абстрактного полководца, никому неизвестного, столь же абстрактного солдата, или вообще бога - а вполне конкретного персонажа, которого совершенно отчетливо видит мир данной игры. То есть, в роли какой-либо части игрового мира (Человека, монстра... да хотя бы дерева).

И элементы RPG заключаются отнюдь не в развитии физических и умственных способностей подконтрольного персонажа, не в продуманных пошаговых битвах с врагами, и даже не в исследовании древних пещер с сокровищами или совершении ратных подвигов – хотя в игре все это, несомненно, может присутствовать - ролевая игра позволяет не только почувствовать себя в роли героя произведения, но быть им!.. А для этого мало только управления телом персонажа в некоторых ситуациях или его развития. Прокачка - это не элемент RPG, это лишь ограничитель и логичное объяснение текущих физических способностей виртуального тела. Она заменяет нам наши ощущения - ощущения своего тела: выносливость, ловкость, сила, зрение, обоняние, слух - ни в коем случае не интеллект или характер, поскольку им является сам игрок.

Чтобы быть - недостаточно и нескольких возможных путей по сюжету. Доступность выбора - как мы помним - это отличительная черта игр вообще, как искусства, а не конкретно жанра ролевых. Не достаточно и только побочных квестов - вспомните тот же Crysis, где после разгрома самого первого лагеря корейцев и перед встречей со своей группой возле замороженного корабля в джунглях - было дополнительное задание проникнуть на временную базу и украсть данные с ноутбука. Чем не типичное побочное задание из ролевки?..

Как я уже написал - ролевая игра предлагает побыть именно одним из персонажей игры, которого мир игры видит, воспринимает и отвечает ему.

О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Не совсем из мира ролевой игры, но мог бы им быть...

Итак, игра является таковой тогда, когда игрок оказывается в неких условиях, и способен влиять на эти условия. Условия - одна из основ любой игры. К условиям следует относить не только место действия и время - но и окружающих персонажей, и целые народы данного виртуального мира, с их традициями и законами, законы самого мира игры (физические - реалистичные или волшебные). Ваши возможности. И, самое главное, говоря о ролевых играх – к условиям же следует отнести и отношение персонажей игры к игроку. А это следующая важнейшая часть определения ролевой игры.

Персонаж, подконтрольный нам в ролевой игре – по сути, кукла, характером которую наделяет уже игрок, исходя из своего мировоззрения и данных ему возможностей. К этой кукле изначально задается некое отношение со стороны окружающих – оно может быть пренебрежительным, как к очередному каторжнику колонии в Готике, может быть и королевскими почестями – но это всегда часть окружающих условий, в которых оказывается игрок, со своим собственным мировоззрением и характером. Согласитесь, когда вы решаете в какую из сторон данного виртуального мира отправиться вам в предложенный момент, и как ответить в каждом диалоге с обитателями мира игры (А ведь были игры, где игроку не предлагали варианты ответов очевидным образом, но позволяли подбирать ключевые слова в текстовой строке! И есть игры, где вы общаетесь в живую с другими игроками!) - вы действуете исключительно исходя из своего характера, своих взглядов на вашу роль и своего мировоззрения в целом. Даже если разработчики попытались определить вашу роль за вас - и ограничили ваши ответы теми вариантами, что, как им кажется, свойственны вашей роли бандита или же стражника - решающее слово всегда остается за вашими взглядами на вашу же роль и конкретную ситуацию. Любое ограничение в диалогах, таким образом - не более чем техническое ограничение. Нам, к сожалению, еще не доступен ИИ с анализатором текста и голоса.

О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Из мира ролевой игры

Можно ли назвать отыгрышем случай, когда нам вверяют персонажа с уже прописанным характером, который будет действовать от своего лица в диалогах или кат-сценах, пока безжалостные скрипты лишают игрока управления?

Причем, нет, действия вашего виртуального тела - это еще не самостоятельные действия персонажа. К примеру, вас может заколдовать колдун: отобрать управление и заставить пойти туда-то и даже сказать то-то – отдать невыгодный приказ спутникам. И в таком случае игра останется ролевой. А вот - если ваш персонаж безо всякого объяснения со стороны игры начнет ходить и говорить? Ваша роль тут же развеивается! Если в ролевой игре ваш персонаж начинает вести себя самостоятельно - игра просто грубо прерывается и противоречит сама себе. Судите сами: ведь, если доселе вы действовали исходя из своего мировоззрения, то теперь, вам даже не навязывают решение - просто показывают вместо игры фильм! А это, на мой взгляд, не очень хороший ход - грубое использование чужого языка. Тот самый пример с "текстовым фильмом", если вы прочти статью Андрея Ленского.

Вот, если бы игра состояла в том, чтобы подготовить персонажа к чему-либо - натренировать его, обучить - а после смотреть на то, как он справится со своей задачей в каком-нибудь важном диалоге, дипломатической миссии, или на поле боя - такой ход, с кат-сценами и персонажем-личностью, со своим характером, вполне мог бы себя оправдать. Но только, именно этим мы занимаемся во многих стратегиях... это так же могут быть просто экшены, квесты.

Задумайтесь, почему в MMORPG нам предлагают полную свободу общения с другими игроками, а не ограничивают несколькими фразами, как при общении с персонажами-NPC? Ответ: это просто бессмысленно. Ведь, повторюсь, игрок все равно действует из своего собственного понимания своей роли, а при полной свободе общения в чате способен куда шире ее отыгрывать!.. Технические ограничения общения тут неуместны.

О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Из мира ролевой игры

Я нарочно упомянул MMORPG. Иногда говорят, что это не ролевые игры, но это не так - те же WoW и LotRO - это действительно ролевые игры. Но не потому, что вы можете выбрать роль паладина или мага, быть "танком" или специалистом по урону - а потому, что вы являетесь одним из персонажей, и говорите и действуете, по сути, от своего имени, даже если вы действуете не так, как действовали бы в реальной жизни. Для ясности скажу, что и нашумевший DayZ я причисляю если не к ролевым играм, то к экшенам с элементами RPG, коими выступает отнюдь не прокачка.

Я говорю все это вопреки общепринятому мнению – но невозможно навязать игроку роль каким-либо иным образом, нежели ставя его в определенные условия. Иначе мы просто-напросто получаем не ролевую игру. К примеру, разве мы называем ролевой игрой Call of Duty, где характер и все действия нашего персонажа, кроме участия в перестрелках, прописаны заранее?.. ну, как в литературе или кино.

Вот, кстати, яркий пример совершенно глупого насильственного ограничения роли - пример из MMO (впрочем, подобное можно найти в любой игре): в LoTRO почему-то не каждый может, не только готовить еду, но и даже просто сварить картошку! Почему, скажите мне? Потому, что я играю не повара? Мой персонаж не умеет даже варить картошку? Ладно... я не прошу его варить картошку. Точнее, я не прошу игру, чтобы мой персонаж сварил картошку. Я прошу его сделать вот что: взять эту картошку... кто-нибудь может объяснить, почему персонаж, способный таскать мечи не может взять в руки картошку? Он на столько не сведущ в поварском деле, что не знает, что такое картошка и не воспринимает ее? Ладно... а не прошу его брать картошку. Я просто направляю его руку к вот этому странному, мягкому светло-коричневому камешку. На правах мозга этой куклы, или, по самой крайней мере, значительной его части. Взял, хорошо. Теперь я направляю руку с картошкой на кастрюлю. Нет, ну я-то вижу, что это кастрюля! Нечего тут... я кладу камешек в кастрюлю. Я беру кастрюлю, и заливаю туда воды - даже самый тупой воин на это способен - после чего кладу кастрюлю на огонь. Если рядом есть белый порошочек в специальной склянке, или корзинке, и я знаю, что это не яд - я кладу щепотку в эту кастрюлю. Итак, что я сделал?

Кто сказал "сварил картошку" - вон из класса!

-Для того, что я сделал, не может быть препятствий в виде "не той роли"!

О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

-Из мира ролевой игры (Action/RPG)

Исходя из всего вышеописанного, получается, игрок ролевой игры в любом случае играет самого себя. Но поймите меня правильно – не самого себя из мира реального, но самого себя в мире игры. Игрок, разумеется, может отойти от себя самого и действовать как бандит, стражник, судья, присяжный – не так, как бы он действовал в реальной своей жизни – но, тем не менее, он неизбежно будет действовать исходя из себя самого. Ведь, отыгрывающий героя ролевой игры игрок – это не актер. Актеры играют свои роли по строго заданному тексту (хотя стоит оговориться, что и тогда порой позволяют себе небольшие вольные отклонения) – переводят язык книги на язык фильма, отображая эмоции и чувства своих персонажей в своем голосе и на своем лице, для зрителя и самих себя. Почувствовать себя персонажем, сопереживать ему, действовать, согласно тексту своей роли – может и актер, и читатель книги, и зритель фильма. Такой «отыгрыш», среди игр, встречается очень во многих боевиках – от линейного Call of Duty до, предлагающих абсолютную свободу передвижений и тактики, FarCry или Operation Flashpoint (ArmA). А вот когда игрок сам, оказавшись в игре и разобравшись с ситуацией, начинает влиять на окружающий мир и его персонажей, менять отношение к себе и наблюдать за реакцией окружения на свои действия – вот тогда это и будет отыгрышем роли. И тогда сама игра, соответственно, будет ролевой. Или - как упомянутый мной в начале статьи Сталкер: Зов Припяти. - только иметь в строении элементы RPG.






О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Из мира ролевой игры

Как яркий пример жанра именно ролевых игр, я приведу одну замечательную, не слишком популярную, но достаточно видную игру, Мор. Утопию. Тут нет прокачки, игрок тут живет на равных возможностях с другими персонажами, тут вид «из глаз», и абсолютно динамичная боевая система, как в упомянутых выше экшенах, зависящая от навыков управления компьютерной мышью. Но, как ни странно, отыграть свою роль прекрасно получается и без всего этого.

Вы можете причислить эту игру к жанру Action/RPG/Adventure/Simulator, с элементами «Квеста», можете назвать по-особенному: «Эпической ролевой игрой», как делали раньше в Л.К.И.… но зачем? Вы здесь - никто иной, нежели один из персонажей!.. И это для жанра главное.

О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Из мира ролевой игры

Давайте посмотрим на эту игру поближе, или еще раз вспомним главные ее достоинства.

Трудно не начать с описания потрясающего мира игры и сюжета. В Мор Утопии можно найти многое: оригинальный игровой процесс, красивые по-своему пейзажи, запоминающуюся на всегда атмосферу. Но практически все это строится на невероятной, проработанной в самых мелочах истории.

Итак, в абстрактной глубинке, времени примерно 18 века, среди бесконечных степей, расположился на реке, небольшой, обособленный городок. У его диковатых жителей есть своя собственная, сложная система власти и свои порядки, своя вера – городом правят три семьи, разобравшие себе, говоря грубо, законодательную, судебную и экономическую части. В тех семьях есть, почитаемые всеми, женщины, обладающие, или убедившие всех, не нарочно, что обладают даром предвиденья, и лучше других понимают степь и ее законы. Несмотря на то, что более приземленными делами, вроде охраны города или законодательства, занимаются их мужья, родители или дети – их голос всегда имел очень весомое и порой решающее значение. С самого основания, получается так, если главы семей представляли власть административную, то, чуткие к земле и степи, их жены – духовную. И главным духовным лидером всегда выступала семья Каиных, хотя первой духовной хозяйкой считается Ольгимская. В семье последней держится экономическая власть. Весь городок зависит, по сути, от частного промышленного предприятия, заведует которым, тяжелый во всех смыслах человек, глава семьи Ольгимских. В руках его, огромное, основательное здание, прозванное за свою грубую и неприветливую конструкцию, Термитником – в его высоких глиняных стенах почти нет окон, туда никого не пускают без веской причины, и работают там совершенно дикие и странные… люди ли? Пришедшие из кочевых степных поселений. Это огромная скотная ферма и кожевня, снабжающая весь город провизией и другими ресурсами. И, разумеется, ее обладатель этим активно пользуется. Семья Ольгимских и семья Каиных – законодателей и могущественных духовных властителей – испокон веков, чуть ли не ведут войну друг с другом.

Отдельного внимания заслуживают дети: это почти что еще одно, четвертое, звено правителей города. За ними никто не смотрит – сами по себе они гуляют по городу, обмениваются разными предметами, каждый из которых имеет свою принятую цену (особенно ценятся бритвы и патроны к оружию… которые, впрочем, вряд ли используются ими по назначению), и решают свои проблемы как самые серьезные взрослые люди. Складывается ощущение города внутри города – свое детское правительство, свои суеверия, и даже свой дворец – на самом деле существующее здание невероятной архитектуры, созданное здешним, не вполне нормальным, архитектором… во всяком случае, созданный им зеркальный дворец – Многогранник – совершенно непригоден для жизни в нем взрослых людей, но вполне подходит детям. Их мир точно так же таинственен и обособлен от окружающего, как и мир здешних взрослых. И если у взрослых в городе есть Термитник, то у детей - Многогранник – и ни одному случайному гражданину ничегошеньки не известно о том, что на самом деле творится в этих домах. Впрочем, мир детей все же находится… не под присмотром, но под покровительством одной из семей – Каиных. По большей части потому, что один ин самых видных в городе детей, вхожих общество Многогранника, принадлежит именно этой семье, а в создании самого Многогранника участвовал самый авторитетный в этой семье и во всем городе человек, Симон Каин. Он был могущественным интеллектуалом и естественным связующим звеном, между цивилизованным миром и городом. Поскольку он имел на редкость сильный характер, был видным политиком и активным управляющим – его фигура обладала такой аурой, что в народе породила стойкое убеждение невероятного могущества и, буквально, бессмертия Симона. Еще одно, противное цивилизованному миру, суеверие. Но, тем не менее, именно оно привело в игру одного из главных действующих персонажей, роли которых доступны игроку. В этом безумном, таком маленьком, но сложном городе, у жителей которого свои порядки, и бесконечное количество демонов - сплетаются судьбы трех персонажей.

О ролевых играх
"Клуб Зануд", или "Вокруг игры" - О ролевых играхО ролевых играх

Из мира ролевой игры

Первый – бакалавр медицины, Даниил Данковский, изучающий вопросы жизни и смерти –

приехал в город в надежде встречи с бессмертным человеком. И сразу по приезду узнает горестное для себя известие, что Симон Каин безнадежно мертв, и вместе с ним обрушиваются все его последние иллюзии и надежды на возможное бессмертие и сверхчеловеческие возможности. Атеист, материалист, сталкивается с невообразимым количеством мутных терминов и местных убеждений о существовании телепатов и степных демонов… но решает остаться в городе еще ненадолго, чтобы изучить хотя бы смерть Симона. Тут возникает подозрение на убийство – свидетели тела рассказывают о торчащем из груди когте и неестественной позе его бывшего владельца – а на все просьбы осмотреть тело профессиональным взглядом, бакалавр получает отрицательный ответ, с весьма странными аргументами отказа. Тело Симона Каина находится во Внутреннем покое, куда нет доступа смертным… и это только начало местных выдумок. Все толи нагло врут, толи помешаны.

Второй герой – Гаруспик, сын единственного городского хирурга и знахаря, Исидора Бураха, человек, как говорят в местном народе, знающий линии. Он приезжает из столицы, где учился хирургии, следуя срочному письму своего отца, и по приезду обнаруживает его мертвым, вместе с самым известным лицом города. Вскоре оказывается, что местное население по-прежнему уверено в бессмертности Симона Каина, но верит в то, что его могли убить – и подозрение падает не на кого-нибудь, а на последнего Бураха. Недавно ночью прибыл в город, где уже только прибытие кого-либо - большая редкость; Обладает профессиональными навыками разрезания мертвых человеческих тел и изымания органов – что вовсе не приветствуется местными религиозными взглядами. Разве нужны еще какие-нибудь доказательства?..

И вот, этот человек, наследник знахаря, вынужден избегать горожан родного города, да еще и на пути своем постоянно натыкаться на препятствие, виде этого грубого слепца, Данковского, не разбирающегося ни в степной земле, ни в мертвых. Понимающего только то, что способен осмотреть и ощупать своими глазами, руками, или научными приборами.

Третий герой – неизвестная, странная девушка, Клара, обладающая даром исцелять людей голыми руками. Оборванка, беспризорница… и имеет во врагах сестру близняшку, которая тоже оказывается в городе. Самый странный и малопонятный персонаж, во всех смыслах.

За то она имеет поддержку третей семьи, Сабуровых, коим достались суд и стража города.

Игроку предоставляется выбор трех судеб – трех отношений к себе. Бакалавр Данковский пользуется всеобщим уважением, как столичный доктор – он не имеет проблем с деньгами, которые понемногу сыплются в его карман в диалогах с другими персонажами и просто на улице, по ходу игры. Ему открыты многие двери, у него заведомо есть поддержка – персонажи, которые расскажут ему всю необходимую информацию

Гаруспик же – изгнанник, на первых днях вынужден добывать себе еду и все необходимое, скрываясь от граждан, готовых разорвать его голыми руками за своего великого покровителя Симона.

И Самозванка – персонаж без репутации, со способностями и внешностью как отталкивающими, так и притягивающими.

Заметьте, что разработчики не ограничивают нас нарочно в наших действиях. Играя Данковского – вовсе не обязательно принимать окружающий мир с точки зрения атеиста, как, судя по всему, делал бы это наш персонаж, играя самостоятельно.

Это не просто три разных пути по сюжету – влиять на сюжет все равно будет игрок, а не его персонаж, и то, как он это делает, зависит только от него – это три разных жизни, три разных игровых процесса. Магазины города открываются одному, но не другому, предлагают разные цены. Пристанище воров с радостью приютит Гаруспика, но не бакалавра Данковского, или даже Самозванку. У них разные возможности, и одни и те же персонажи игры будут относиться к вам совершенно по-разному, видя вас в разных ролях. А это и есть – настоящий «ролевой элемент».

80
Интересное на Gamer.ru

5 комментариев к «О ролевых играх»

    Загружается
Чат